Лекция-концерт "Барокко в звуках"
22.11.2024
Стиль барокко захватил
Европу в 17-м веке, зародившись в Италии. Его отличительными чертами стали
сложные орнаменты, насыщенные цвета, контрастность, элементы роскоши и
торжественности. Барокко оставил след во всех видах искусства- от живописи и
архитектуры до музыки и танцев.
В изобразительном
искусстве первопроходцами стиля стали художники Карраччи и Караваджо. Активно
развивалось барокко ив скульптуре, где фигуры стали демонстрировать энергию и
движение.
В архитектуре барокко
символ величия, пышности, декоративности. Здания, построенные в этом стиле,
украшались лепкой, орнаментами, скульптурами. Внутри помещений располагали
множество зеркал, расписных панно, которые зрительно расширяли помещения.
Таков, например, построенный по проекту архитектора В. Растрелли Зимний дворец
в Санкт-Петербурге.
В литературе самым
ярким воплощением барокко стал роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса
«Дон Кихот». Образ приземленного и прагматичного Санчо Пансо
резко контрастирует с возвышенным и мечтательным образом Дон Кихота.
Зародившись в Италии,
стиль барокко постепенно распространялся по Европе-в Англии, Франции, Германии.
Главными композиторами стали итальянцы Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди,
немцы И. С. Бах и Георг Фридрих Гендель. В музыке стиль барокко зародился в
конце 16-го века и просуществовал до середины 18-го века .Первая барочная музыка появилась в итальянских городах и его
окрестностях, Флоренции, Венеции. Название «барокко» происходит от итал. слова
, означающего «причудливый», «вычурный» И , действительно, важными аспектами
искусства 17-начало 18 веков являются сложность, витиеватость и причудливость
форм.
В 16 веке в Венеции
открылись приюты для музыкально одаренных детей, которые были названы
консерваториями. Распространение по всей Европе они не получили, но общий
уровень итальянских музыкантов поднялся.
Концертировавшим
музыкантам- виртуозам понадобились совершенные инструменты. Скрипки, альты,
виолончели , созданные руками замечательных итальянских мастеров А. Амати, Дж.
Гварнери, А. Страдевари, и сегодня поражают своими поющими голосами.
Благодаря путешествиям
музыкантов и культурным влияниям барочная музыка становится популярной и новые
композиторы обогащали ее. Многое привнесли англ. ком-ры Генри Перселл и фран. ком.-ры
Жан-Батист Люлли и Жан-Филипп Рамо, однако наиболее влиятельной оказалась
немецкая школа барокко Георг Филипп Телеман, Михаэль Преториус, Иоганн
Пахельбель и , конечно, вершина барокко И. С. Бах и Георг Фридрих Гендель.
Главные характеристики барочной
музыки.
Контраст-это ключевая
часть сюжетного построения композиций эпохи барокко. До барокко большая часть
музыки была вокальной для литургий. Композиторы эпохи барокко уделяли много
времени инструментальной музыке. Яркие примеры «Времена года» Вивальди и
«Бранденбургские концерты» Баха. Также композиторы начинают требовательно
относится к инструментовке, прописывая на каком инструменте надо играть
определенную часть композиции. В эпоху
барокко возросла популярность трубы и скрипки. Музыка этой эпохи стремится к
созданию эффектов. Простейшие мелодии часто украшают различными дополнениями-
трелями, мордентами, форшлагами, группетто.
В эпоху барокко значительно развивалась как
вокальная- оперы, оратории, так и инструментальная –концерты, сонаты и сюиты.
В конце 17-го века
наиболее популярен был кончерто-гроссо(Большой
концерт)- многочастное произведение для более крупного ансамбля. Здесь
прославился итал. композитор Арканджело
Корелли. А уже в 18в. первенство заняли сольные концерты, где звучание одного
инструмента контрастирует с остальным ансамблем. Признанными мастерами жанра
были Бах, Вивальди, Гендель.
Доменико Скарлатти (1685-1757)
Написал 555 известных
клавесинных сонат. Скарлатти использовал итальянские, португальские и испанские
танцевальные ритмы во многих своих произведениях. Им также восхищались его
современники.
Д. Скарлатти «Менуэт»
фа мажор исп. Маркова Маша 2 кл.
Д. Скарлатти «Ляргетто»
ре минор исп. Аблаева Мерьем 6 кл.
Генри Перселл (1659-1695)
Всего за 36 лет жизни
достиг музыкального величия. Он считался одним из величайших композиторов
Англии и самым оригинальным композитором своего времени. Перселл был
чрезвычайно талантлив. Его камерная музыка , состоящая из сюит и сонат, а также
сочинения для церкви и двора, помогли утвердить его имя в истории музыки.
Г. Перселл «Ария» ре
минор исп. Колесникова Божена 2 кл.
Жан-Филипп Рамо (1683-1764)
Французский композитор
и музыкальный теоретик был известен музыкой со смелыми мелодическими линиями и
гармониями.
Ж.-Ф.Рамо «Менуэт» ля
минор исп. Панченко Маргарита 4 кл.
Доменико Циполи
Один из интереснейших
деятелей музыкального барокко, композитор-странник .За свою недолгую жизнь Циполи сочинил 3 оратории,
мессы, сюиты, ряд небольших пьес для клавира и органа.
Д. Циполи «Менуэт» ре
минор исп. Аблаева Мерьем 6 кл.
Иоганн Филипп Кригер (1649-1725)
Немецкий барочный
композитор и органист. Писал духовную и
инструментальную музыку. В его наследии
2000 кантат, 18 опер, сюиты, сонаты и т.д.
И. Кригер Сарабанда ре
минор исп. Алиева Сание 7 кл.
Вершиной барокко стало творчество
И.С. Баха (1685-1750)
Бах родился в одной из
величайших музыкальных семей того времени. Прирожденный клавишник, он владел
органом и клавесином и был просто блестящим композитором. Бах довел музыку до
своего апогея, написав более 1000 композиций практически во всех музыкальных
формах.
И.С.Бах «Маленькая
прелюдия» ре минор исп. Бекирова Реана 4 кл
И.С.Бах «Токатта –фуга»
ре минор исп. Аксенова-Дмитриева Ангелина 4 кл.
И. С. Бах «Ария» из
кантаты №144 ми минор исп. преп. Коваленко Л.П. и Богомазова Е.В.
«Любая хорошая музыка
должна трогать душу» Клаудио Монтеверди.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.04.2025
Дата обновления: 15.04.2025
Дата публикации: 22.11.2024