Лекция-концерт "Барокко в звуках"

22.11.2024

Стиль барокко захватил Европу в 17-м веке, зародившись в Италии. Его отличительными чертами стали сложные орнаменты, насыщенные цвета, контрастность, элементы роскоши и торжественности. Барокко оставил след во всех видах искусства- от живописи и архитектуры до музыки и танцев.

В изобразительном искусстве первопроходцами стиля стали художники Карраччи и Караваджо. Активно развивалось барокко ив скульптуре, где фигуры стали демонстрировать энергию и движение.

В архитектуре барокко символ величия, пышности, декоративности. Здания, построенные в этом стиле, украшались лепкой, орнаментами, скульптурами. Внутри помещений располагали множество зеркал, расписных панно, которые зрительно расширяли помещения. Таков, например, построенный по проекту архитектора В. Растрелли Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

В литературе самым ярким воплощением барокко стал роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Образ приземленного и прагматичного  Санчо Пансо  резко контрастирует с возвышенным и мечтательным образом Дон Кихота.

Зародившись в Италии, стиль барокко постепенно распространялся по Европе-в Англии, Франции, Германии. Главными композиторами стали итальянцы Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди, немцы И. С. Бах и Георг Фридрих Гендель. В музыке стиль барокко зародился в конце 16-го века и просуществовал до середины 18-го века .Первая барочная  музыка появилась в итальянских городах и его окрестностях, Флоренции, Венеции. Название «барокко» происходит от итал. слова , означающего «причудливый», «вычурный» И , действительно, важными аспектами искусства 17-начало 18 веков являются сложность, витиеватость и причудливость форм.

В 16 веке в Венеции открылись приюты для музыкально одаренных детей, которые были названы консерваториями. Распространение по всей Европе они не получили, но общий уровень итальянских музыкантов поднялся.

Концертировавшим музыкантам- виртуозам понадобились совершенные инструменты. Скрипки, альты, виолончели , созданные руками замечательных итальянских мастеров А. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдевари, и сегодня поражают своими поющими голосами.

Благодаря путешествиям музыкантов и культурным влияниям барочная музыка становится популярной и новые композиторы обогащали ее. Многое привнесли англ. ком-ры Генри Перселл и фран. ком.-ры Жан-Батист Люлли и Жан-Филипп Рамо, однако наиболее влиятельной оказалась немецкая школа барокко Георг Филипп Телеман, Михаэль Преториус, Иоганн Пахельбель и , конечно, вершина барокко И. С. Бах и Георг Фридрих Гендель.

Главные характеристики барочной музыки.

Контраст-это ключевая часть сюжетного построения композиций эпохи барокко. До барокко большая часть музыки была вокальной для литургий. Композиторы эпохи барокко уделяли много времени инструментальной музыке. Яркие примеры «Времена года» Вивальди и «Бранденбургские концерты» Баха. Также композиторы начинают требовательно относится к инструментовке, прописывая на каком инструменте надо играть определенную часть композиции.  В эпоху барокко возросла популярность трубы и скрипки. Музыка этой эпохи стремится к созданию эффектов. Простейшие мелодии часто украшают различными дополнениями- трелями, мордентами, форшлагами, группетто.

 В эпоху барокко значительно развивалась как вокальная- оперы, оратории, так и инструментальная –концерты, сонаты и сюиты.

В конце 17-го века наиболее популярен был  кончерто-гроссо(Большой концерт)- многочастное произведение для более крупного ансамбля. Здесь прославился итал. композитор  Арканджело Корелли. А уже в 18в. первенство заняли сольные концерты, где звучание одного инструмента контрастирует с остальным ансамблем. Признанными мастерами жанра были Бах, Вивальди, Гендель.         

Доменико Скарлатти (1685-1757)

Написал 555 известных клавесинных сонат. Скарлатти использовал итальянские, португальские и испанские танцевальные ритмы во многих своих произведениях. Им также восхищались его современники.

Д. Скарлатти «Менуэт» фа мажор исп. Маркова Маша 2 кл.

Д. Скарлатти «Ляргетто» ре минор исп. Аблаева Мерьем 6 кл.

 

Генри Перселл (1659-1695)

Всего за 36 лет жизни достиг музыкального величия. Он считался одним из величайших композиторов Англии и самым оригинальным композитором своего времени. Перселл был чрезвычайно талантлив. Его камерная музыка , состоящая из сюит и сонат, а также сочинения для церкви и двора, помогли утвердить его имя в истории музыки.

Г. Перселл «Ария» ре минор исп. Колесникова Божена 2 кл.Хочу такой сайт

 

Жан-Филипп Рамо (1683-1764)

Французский композитор и музыкальный теоретик был известен музыкой со смелыми мелодическими линиями и гармониями.

Ж.-Ф.Рамо «Менуэт» ля минор исп. Панченко Маргарита 4 кл.

 

Доменико Циполи

Один из интереснейших деятелей музыкального барокко, композитор-странник .За свою  недолгую жизнь Циполи сочинил 3 оратории, мессы, сюиты, ряд небольших пьес для клавира и органа.

Д. Циполи «Менуэт» ре минор исп. Аблаева Мерьем 6 кл.

Иоганн Филипп Кригер (1649-1725)

Немецкий барочный композитор и органист.  Писал духовную и инструментальную музыку. В его наследии  2000 кантат, 18 опер, сюиты, сонаты и т.д.

И. Кригер Сарабанда ре минор исп. Алиева Сание 7 кл.

 

Вершиной барокко стало творчество И.С. Баха (1685-1750)

Бах родился в одной из величайших музыкальных семей того времени. Прирожденный клавишник, он владел органом и клавесином и был просто блестящим композитором. Бах довел музыку до своего апогея, написав более 1000 композиций практически во всех музыкальных формах.

И.С.Бах «Маленькая прелюдия» ре минор исп. Бекирова Реана 4 кл

И.С.Бах «Токатта –фуга» ре минор исп. Аксенова-Дмитриева Ангелина 4 кл.

И. С. Бах «Ария» из кантаты №144 ми минор исп. преп. Коваленко Л.П. и Богомазова Е.В.

«Любая хорошая музыка должна трогать душу»  Клаудио Монтеверди.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.04.2025

Дата обновления: 15.04.2025

Дата публикации: 22.11.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».